c  900
до 1800

8 800 333-33-40

Звонок и с мобильного по России бесплатный

R22, гадание на фреоновой гуще. Что было? Что будет? Чем сердце успокоится

Забота об экологии — ведущий тренд последнего времени

Тема энергосбережения, а также сохранения и восстановления экологического фона планеты с каждым годом становится все более популярной, причем не только в массах, но и в политических кругах.

Мировая общественность обеспокоена разрушением озонового слоя, загрязнением водоемов, глобальным потеплением и чрезмерным расходом не бесконечных запасов природных ресурсов. Тема стала настолько актуальной, что уже несколько десятилетий ее популярность не увядает в СМИ, научных кругах, промышленности и политике. Не говоря уже о финансовой составляющей вопроса. Например, ГЭФ (Глобальный экологический фонд) предоставил России 351,9 млн долларов США на реализацию внутренних, региональных и глобальных проектов. Объем фактически предоставленных средств составил почти 1,5 млрд долларов, из них 247 млн пришлось на прямое финансирование, а 919,3 млн — на софинансирование.

Количество статей и мнений так велико, что независимый портал TopClimat.ru решил посвятить отдельную публикацию выводу из обращения озоноопасных фреонов. Мы отказались от задачи придумать в этой теме что-то принципиально новое. Все уже сказано до нас. Эта публикация будет полезна всем, кто хочет быть в курсе вопроса, но при этом не имеет времени собирать и анализировать массу источников, а так же мнения коллег.

Дискуссия вокруг Монреальского протокола

Итак, сегодня мы говорим о том, как же возникла тема спасения озонового слоя нашей планеты, а заодно — как это сказалось и на рынке климатической техники?

История уводит нас в начало 70-х гг. XX века. Именно тогда химики Франк Шервуд Роуланд и Марио Молина в Университете Калифорнии начали изучение воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) на атмосферу Земли и пришли к выводу, что эти вещества способствуют истощению озонового слоя, впоследствии получив за это открытие Нобелевскую премию в области химии.

Вред, наносимый фреонами озоновому слою, оценивается величиной озоноразрушающего потенциала, который равен 0 для озонобезопасных хладагентов (R-410A, R-407C, R-134a) и до 13 у озоноразрушающих (R-10, R-110), у R22 этот потенциал — 0,05. Все фреоны — это вещества, образованные на основе двух газов — метана СН4 и этана — СH3-CH3. В холодильной технике метан имеет марку R-50, этан — R-70. Все остальные фреоны получаются из метана и этана замещением атомов водорода атомами хлора и фтора. Например, R-22 получается из метана замещением одного атома водорода хлором и двух — фтором. Химическая формула этого фреона — СНF2Cl.

Возможно, этим бы все и ограничилось, но несколькими годами позже — в 1985 г. над Антарктидой была обнаружена «озоновая дыра», что повергло в шок общественное сознание. А в 1987 году в Монреале всеми индустриальными государствами был подписан международный протокол о постепенном сокращении, а затем и полном прекращении выпуска озоноопасных фреонов. Но проблема продолжала обостряться, и в ноябре 1992 года в Копенгагене на очередной встрече стран-участниц Монреальского протокола была принята более жесткая редакция этого документа. Впоследствии протокол подвергался пересмотру семь раз, и в итоге все же были определены сроки запрета на производство и применение озоноразрущающих веществ.

Как сообщается на официальном сайте ГК «Транскул», R22 должен полностью исчезнуть с рынка к 2030 году.

Правда далеко не все согласны с тем, что хлорфторуглероды наносят действительный ущерб озоновому слою. Есть мнения, что эти заявления необоснованы, а значения озоноразрушающего потенциала были получены не в результате исследований и расчетов, а путем голосования на совещаниях сторон Монреальского протокола. Такую точку зрения озвучил ведущий научный сотрудник ЭНИН им. Кржижановского, доктор технических наук И. М. Мазурин на конференции «Вывод из обращения гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) — национальная стратегия Российской Федерации», которая прошла в 2009 году. По его мнению, озоновый слой разрушают природные выбросы метана, а не техногенные утечки ХФУ и ГХФУ.

«Мы должны признать, различные способы делать деньги «из воздуха» конечно существуют. С «парниковым эффектом» тоже непонятная ситуация. На основе утечки переписки ученых выдвигались мнения в подтасовке фактов. Я думаю, что над глобальными экономическими вопросами мы предоставим возможность ломать голову экономистам. Для нас же давайте отметим, что это нововведение подстегнуло продажи оборудования в нашей стране», — говорит Павел Майоров, руководитель группы технической поддержки ТМ Lessar.

R22: забвение вчерашнего лидера

Самое актуальное вещество для участников климатического рынка сейчас – это фреон R22, ведь до недавнего времени на нем работало 90% всех кондиционеров . На конец 2010 года только парк кондиционеров и VRF-систем, работающих на R22, насчитывал более 6 млн единиц. Об этом сообщает журнал «ЮНИДО в России».

К 2015 году потребление Россией гидрохлорфторуглеродов должно сократиться на 90%, но несмотря на это в 2011 году продолжается ввоз  и производство техники на этих веществах, так как запрета на импорт пока нет. В связи с этим основными представителями рынка холодильной и климатической техники прогнозируется появление серьезных проблем у потребителей, которым с 2015 года эту технику будет фактически нечем легально обслуживать, сообщается также на сайте журнала.

Плюсы и минусы перехода на другие фреоны

Сейчас уже стало нормой использовать в технике другие хладагенты  (R407C и R410А), что сразу ударило по карману потребителя. Причина увеличения стоимости товара в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43°С, у R22 оно составляет около 16 атм, а у R410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура кондиционера на R410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это существенно увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой. И наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже R22.

Есть в переходе на R407C и R410А и плюсы. Например, повышение ответственности монтажников за выполненные работы. «Раньше, когда фреон  стоил копейки, на утечку хладагента в результате плохо выполненного монтажа часто закрывали глаза, зачастую ее поиском даже никто не занимался, — рассказывает Павел Майоров, руководитель группы технической поддержки ТМ Lessar. — Блоки просто дозаправлялись до следующего звонка клиента. Кроме этого хладагент регулярно выпускался в воздух, не утилизировался, что естественно отрицательно сказывалось на экологии. Я уже не говорю, что вакуумирование труб заменялось продувкой хладагентом.

С вводом новых дорогостоящих хладагентов, а в случае с R410А и повышением рабочего давления, ответственность монтажника повысилась. Любая дозаправка или перезаправка уже ударяет по карману компании. Те, кто серьезно относится к своему бюджету, уже приобрели утилизаторы хладагента, вакуумные насосы, весы и т.д. Монтажники, которые не имели ранее дела с новыми фреонами, озаботились уровнем своих знаний и сами ищут пути повышения квалификации, охотно посещают обучающие семинары. Количество обращений к «шабашникам», на мой взгляд, также снизилось, монтажи становятся все более и более профессиональными.

Кроме того, по тем же причинам повысилась степень ответственности производителей. Для новых фреонов пришлось разрабатывать новые, более надежные узлы, увеличить толщину стен медных труб теплообменников и т.д. Герметичности системы уделяется больше внимания, чем раньше».

Необременительный монтаж

Но и с теряющим популярность хладагентом R407C не все так просто: озонобезопасный, но при этом способствует парниковому эффекту. Что же получается: избегая одной экологической катастрофы, способствуем другой? «Сами разработчики признают, что хладагенты R410A и R407C являются промежуточными, — говорит Павел Майоров. — В погоне за желанием предложить на рынок новое и не отстать от конкурентов все больше появляется «сырых» продуктов, которые доделываются уже в ходе продаж. Думаю, что люди, занимавшиеся поиском нового хладагента, находились под прессингом и в указанные сроки физически не могли проверить влияние того или иного компонента на все что можно. Основная причина сокращения линейки оборудования на R407C это его «прихотливость». Качество монтажей пока еще оставляют желать лучшего, а перезаправлять полностью при каждой утечке хладагента очень дорого. Поэтому большинство монтажных компаний старается выбрать оборудование с другим, более удобным хладагентом».

Действительно, прогресс не стоит на месте. Компания Fujitsu General ведет разработку нового компрессора, который будет работать на хладагенте R32 (дифторметан), что значительно снизит стоимость продукции.

Компания GREE стала первым производителем климатического оборудования, получившим сертификат VDE, который позволяет использовать хладагент R290 в бытовых кондиционерах. R290 — это чистый пропан. Его применение в качестве хладагента не наносит вреда озоновому слою и не оказывает влияния на изменение климата. Производство R290 не требует больших затрат, поскольку пропан можно легко выделить из природного газа. В случае широкого распространения нового хладагента в климатической индустрии он может серьезно потеснить на рынке гидрофторуглеродные хладагенты и прежде всего — R410A.

Мнения участников климатического рынка о постепенном выводе из обращения фреона R22

А что бы гадание на фреоновой гуще получилось более полным, отдел информации TopClimat.ru попросил поделиться мнениями некоторых участников климатического рынка о том, есть ли у них проблемы с R22, и что нужно сделать правительству для безболезненного вывода этого фреона из обращения:

Господин Shinsaku Odajima, генеральный директор Fujitsu General GmbH:
На сегодняшний момент для нас не существует проблемы с R22, поскольку корпорация Fujitsu General сняла с производства продукты на этом фреоне для стран Европы и России, начиная с 2009-2010 гг. У нас даже не осталось их на складе. Сейчас мы используем хладагент R410A на всех продуктах, производящихся для Европы и России.

Павел Майоров, руководитель группы технической поддержки ТМ Lessar:
Как только стало понятно, что применение R22 в наших кондиционерах потенциально может стать бременем для наших клиентов из-за высокой стоимости или дефицита, незамедлительно перешли на R410А. Честно говоря, Lessar и ранее задумывался о переходе на новые хладагенты, так как оборудование, в котором они применяются, более технологичное, энергоэффективность выше, и разработчики основных узлов, особенно компрессоров, постоянно работают над их усовершенствованием. Узлы же для R22 остаются без изменений ввиду бесперспективности затрат на их развитие. Однако, просто взять и перейти на новый тип хладагента могут только ведущие, топовые бренды, имидж которых всегда строился на предоставлении только High-End оборудования своим клиентам.

Что касается дефицита R22, то нашего оборудования на этом фреоне было продано не мало. Безусловно, реализованную технику нужно обслуживать. По информации от партнеров, которые реализуют и обслуживают технику LESSAR в стране, ситуация с дефицитом хладагента R22 в России не критична как в прошлом году. В продаже он присутствует, однако цена его существенно выросла.

Основные хладагенты, на которых в данный момент мы производим нашу технику — это R410А и R134. Пока еще есть часть оборудования на R407C, но его доля быстро сокращается. Основная сложность в работе заключается в том что монтажники привыкли работать с R22. Сейчас ломается их отношение к самому процессу установки кондиционера. Чтобы помочь адаптироваться к работе с новыми хладагентами, мы разработали программу обучения монтажных организаций. Специалисты в офисах продаж нашего дистрибутора периодически проводят тренинги для монтажных бригад партнеров. Кроме этого, в связи с переходом на новые хладагенты компаниям, устанавливающим оборудование, пришлось приобрести немалое количество нового инструмента для монтажных и сервисных бригад. Это ударило по карману компаний (особенно небольших). Стоимость монтажных работ, как следствие, возросла.

Я считаю, что для безболезненного вывода R22 необходимо запретить ввоз оборудования на этом фреоне полностью, и не ставить препятствий для поставок R22. Если мы не хотим производить его в нашей стране уже сейчас, то не надо создавать ажиотажа вокруг него, препятствуя импорту из других стран, как это было в прошлом году. Однако все зависит от результата, которого правительство хочет достичь. План плавного перехода нашим правительством был разработан, но не был выдержан. Если же основной задачей является стимулирование покупки нового оборудования взамен старого, то цены на R22 надо поднять, возможно даже до уровня R-410А путем ввода акцизов или создания искусственного дефицита. А то что мы сейчас видим, свидетельствует именно о желании стимулировать скорейшую смену оборудования, а не проведение мягкой замены одного на другое при естественном износе оборудования.

Татьяна Соколова, директор по маркетингу компании United Elements:
Многие поставщики климатического оборудования в России в начале этого года столкнулись с одинаковыми проблемами, связанными с выводом из обращения оборудования на хладагенте R22. К примеру, зачастую возникали трудности по получению разрешительной документации на ввоз остатков полупромышленного оборудования отдельных брендов на 22 фреоне. Процесс получения таких разрешений мог занимать до двух месяцев, в результате чего оборудование задерживалось на складах. Да и дилеры начали сталкиваться с дефицитом самого хладагента R22, при этом цены на него заметно выросли. Большинство этих проблем на текущий момент уже утратило свою актуальность, поскольку на сладах дистрибьюторов уже практически не осталось оборудования на 22 фреоне.

На сегодняшний день основное оборудование, которое поставляет UnitedElements, на хладагенте R410A. В ассортименте также присутствуют отдельные позиции на R134A и R407C, причем с использованием хладагента R407C есть некоторые сложности, связанные c его неазеотропностью.

К сожалению, на текущий момент используются только программы по запрету и ограничению использования R22, но мы видим недостаток в государственных программах по стимулированию использования более экологичного и энергоэффективного вида хладагентов.

Алексей Зайцев, технический директор MDV-Russia, Группа компаний «АЯК»:
Могу сказать одно: даже если будет полностью запрещен R22 (прекращен выпуск), то коммерческие организации только выиграют от продажи оборудования для замены. КНР и его производители не заинтересованы в замене R22 для продукции локального рынка. А для экспортных операций выполняются любые требования заказчиков из различных стран.

Павел Власов, менеджер по развитию ТД «Белая Гвардия»:
Я считаю, чтобы вывод R22 прошел безболезненно, правительству необходимо предоставить налоговые льготы компаниям, которые занимаются утилизацией хладагентов, а также оборудования, в котором используется R22.

Егор Байчиков, руководитель технического отдела компании «Биоконд», официального дистрибьютора Mitsubishi Heavy Industries, Ltd. в РФ и СНГ.
Поставки оборудования на R22 прекращены в РФ с начала 2011 г. Это касается как японских, так и китайских брендов, поставляемых нашей компанией. Что касается доступности самого R22, то в конце позапрошлого — начале прошлого года наблюдался определенный дефицит R22, сопровождаемый ростом цен на него, затем ситуация как-то «устаканилась». Сейчас, насколько мне известно, приобрести R22 можно без проблем, зато цена достаточно высока по сравнению с прошлыми годами. Если в 2008-2009 г. баллон (13 кг) R22 стоил около $60, то сейчас около $250.

Кроме R22 приходится работать с R410A и R407C (это, в основном, промышленное оборудование). С практической точки зрения они менее удобны, чем R22 (не допускают дозаправки оборудования, имеют более высокое рабочее давление). Из преимуществ разве что экологическая безопасность, но практическим плюсом это назвать сложно.

Я думаю, что правительство должно не блокировать законодательно или как-либо еще ввоз R22 из стран, где он еще не запрещен (например, Китай). Необходимость ввоза отпадет сама собой по мере исчерпания ресурса и вывода из эксплуатации оборудования на R22. Промышленное оборудование с длительными сроками эксплуатации, которое может потребовать ремонта с заправкой, как правило, не использует R22, а мелкие бытовые сплиты имеют относительно небольшой ресурс и могут быть легко заменены на новые в случае необходимости. Поэтому, на мой взгляд, проблема перехода — надуманная, оборудование на R-410A плавно и естественно заместит оборудование на R22 в течение ближайших 4-5 лет.

Андрей Афанасьев, заместитель генерального директора по развитию компании «Дженерал Комфорт (Посад)»:
Поставка оборудования на R22 не продолжается и уже не будет возобновлена. Наша компания дефицит этого хладагента для заправки и обслуживания клиентов не ощущает. Да и цена R22 колеблется в зависимости от поставок, но всегда держится на уровне рыночных.

Помимо R22 наша компания работает со всеми хладагентами, которые необходимы для осуществления работ по техническому обслуживанию и монтажу систем кондиционирования. А преимущества в работе с новыми хладагентами общеизвестны.

Михаил Бейзман, руководитель отдела рекламы и маркетинга компании «Евроклимат»:
Начиная с прошлого года, мы поставляем в Россию бытовые и промышленные кондиционеры GREE только на озонобезопасных фреонах. Сейчас это R410А и R134A (промышленные кондиционеры). Действующие ограничения на импорт R22 действительно привели к росту цен на этот хладагент. Так что тем, кто собирается приобрести кондиционер в этом году, мы не рекомендуем покупать оборудование на этом фреоне в связи с вероятными проблемами в его обслуживании в будущем. Применение озонобезопасных хладагентов позволило повысить энергоэффективность оборудования, правда при этом выросла его цена.

Если говорить о рынке климатического оборудования (а основные потребители фреона R22 — это производители вспененных материалов), я думаю, что логичнее было бы сначала вводить ограничения на ввоз оборудования, содержащего этот хладагент, и лишь спустя несколько лет запрещать ввоз фреона. В этом случае потребители бы не пострадали.

Роман Гурат, руководитель направления «Системы кондиционирования» ГК «Русклимат»:
Наша компания давно перешла к реализации продукции, работающей на фреоне R410A, не дожидаясь введения квот и внутрироссийских запретительных мер. Причем сделала это без особых проблем, потому что такая продукция, как правило, отличается большей энергоэффективностью, что является ее важным потребительским качеством. Сейчас вывод из обращения оборудования, работающего на фреоне R22, завершился на 90%. В связи с введением квот на ввоз ОРВ (озоноразрушающих веществ), к которым относится R22, поставка оборудования, работающего на этом фреоне, полностью прекратилась еще в мае нынешнего года.

Я считаю, что правительству в первую очередь необходимо разработать национальный план действий по поэтапному прекращению производства и потребления гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), к которым относится фреон R22, а также разработать национальные стандарты на озонобезопасные хладагенты, соответствующие международным стандартами серии ИСО. Нужно ввести квотирование производства ОРВ в Российской Федерации, предварительно создав, институциональные и инвестиционные предпосылки для осуществления конверсии ряда отраслей российской экономики на вещества и технологии, безопасные для озонового слоя и климата планеты. Кроме того, необходимо ввести временные количественные ограничения на ввоз ОРВ на территорию РФ, обеспечить стимулирование повторного использования озоноразрушающих веществ, а также создать систему учета и контроля оборота ОРВ. Тогда вывод R22 из обращения пройдет «безболезненно».

От TopClimat.ru:
Уважаемые участники!
Если у вас есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться по различным вопросам в рамках рынка климатической техники, пишите на alla@topclimat.ru

 

Источник: TopClimat.ru

6.88
3
0

Материалы по теме: