Мнение Николая Шаповалова, ГК «АЯК», о либерализации параллельного импорта

Нельзя отрицать, что в климатической отрасли параллельный импорт существует. Когда возникает какой-то дефицит или ситуация, на которой можно заработать, продавая маржинальные продукты, — это тут же привлекает внимание определенных фирм. Как правило, это интернациональные либо логистические компании, которые имеют возможность быстро среагировать на ажиотажный спрос или высокий интерес рынка к некому продукту: в одной точке мира купить, в другую точку быстро переместить и продать.
Яркий пример параллельного импорта наблюдался на нашем климатическом рынке в 2010-2011 гг. после жаркого лета, горящих торфяников, когда был реальный дефицит многих позиций оборудования у большинства дистрибьюторов и производителей.
Сегодня климатический рынок находится в фазе снижения. Поэтому параллельный импорт отошел на второй план, т.к. он перестал быть привлекательным. В настоящий момент он не несет быстрых денег и оттого стал менее интересен для компаний, которые практикуют такие действия.
Либерализация параллельного импорта и для потребителя, и для дистрибьютора (либо производителя) несет как выгоды, так и угрозы.
Потребитель получает ситуацию, при которой на рынке идет достаточно жесткая конкурентная борьба, в результате которой цены снижаются и становятся максимально привлекательными. Но у этой медали есть обратная сторона. Фирмы, занимающиеся параллельным импортом, сродни однодневкам. Для них климатика — не основной бизнес. У них нет ни опыта, ни знаний, ни персонала — ничего. У них есть партия дешевых кондиционеров. Они продали ее и забыли об этом. Потребитель остался один на один со своими проблемами (безграмотным монтажом, неисправностями, поломками, отсутствием гарантии и проч.). И когда они у него возникают, он идет к нам. Мы смотрим, говорим — нет, это не наше оборудование, по законодательству мы не обязаны его обслуживать.
Дистрибьютор (либо производитель), который имеет официальные права на бренды на какой-то территории, вкладывает большие усилия в построение инфраструктуры (службы технической и сервисной поддержки, штат квалифицированных специалистов, склады, база запасных частей и т.д.) У него есть опыт проектирования, он несет гарантийные и другие обязательства и т.д. Он не может поддерживать демпинг.
Но и для дистрибьютора (либо производителя) в либерализации параллельного импорта можно найти свои плюсы. Такая ситуация заставляет нас быть более активными, искать новые пути взаимодействия с потребителем, предлагать ему какой-то особый сервис, который не могут предложить компании, занимающиеся исключительно демпингом.
Поэтому я считаю, что это нормальное, естественное состояние современного бизнеса. На любом интересном и маржинальном рынке присутствует большое количество конкурентов разного рода: прямых, из параллельного импорта или из области товаров-заместителей. Все это заставляет рынок развиваться, дает определенный толчок росту клиентского сервиса.
Наше законодательство запрещает ограничение конкуренции. Фактически у производителей нет инструментов, подтвержденных законодательно, которые бы позволяли наказывать за параллельный импорт. Параллельный импорт существовал всегда, существует и будет существовать. Поэтому будет он либерализован или нет, — от этого кардинально ничего не изменится.
Читать обзор «Либерализация параллельного импорта» полностью
Другие участники обзора: